Предметом автороведческой экспертизы является установление автора документа. Такая необходимость возникает при исследовании анонимных документов; изучения рукописей в случаях, когда автор и исполнитель анонимного документа -– разные лица (например, текст выполнялся под диктовку или переписывался); для установления авторства документа, отпечатанного на пишущей машинке или исполненного типографским способом; когда лицо, подписавшее документ, отказывается от авторства.
Объекты экспертизы
Объектом автороведческой экспертизы является письменная речь автора (составителя текста). Тексты документов могут быть рукописными, машинописными, выполненными полиграфическим способом или копиями, полученными с помощью множительной техники.
Материалы, необходимые для исследования
Успех экспертного исследования письменной речи в целях установления авторства в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов).
Свободные образцы письменной речи являются наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом. При их необходимом объеме эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного общения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и пределах вариабельности признаков его письменной речи в текстах конкретного стиля.
Свободные образцы письменной речи, представляемые на автороведческую экспертизу, должны соответствовать исследуемому тексту по следующим основным характеристикам:
- по языку изложения. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ;
- по времени выполнения текста. Образцы должны быть выполнены приблизительно в тот же период, что и исследуемый документ. Это требование обусловлено тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна;
- по принадлежности к определенному функциональному стилю речи. Свободные образцы должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, официально-делового, публицистического, научного) и в той же форме письменной речи, что и исследуемый документ. Наряду с этими образцами должны быть представлены тексты, которые не соответствуют указанным характеристикам исследуемого документа;
- по адресату и характеру речевого общения. Степень знакомства с адресатом часто играет существенную роль в выборе автором текста языковых средств общения; при этом в тексте могут найти отражение признаки, указывающие на пол, возраст, образование, профессию, социальное положение и другие характеристики адресата. Аналогично варьируются языковые элементы текста в зависимости от того, в каких отношениях (служебных, личных) находятся автор и адресат, в течение какого времени и т.д.;
- по состоянию автора. Так, если известно, что автор исследуемого текста в период его создания находился в необычном состоянии, то желательно (при такой возможности) представить образцы, составленные в аналогичном состоянии.
Условно-свободные образцы письменной речи – тексты, составленные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для производства экспертизы (жалобы, заявления и т.д.).
Экспериментальные образцы письменной речи, представляемые на экспертизу, также должны соответствовать исследуемому документу по языку, стилю, целевому назначению и теме, адресату, характеру речевого общения и, если возможно, по состоянию автора. Экспериментальные образцы составляются проверяемыми лицами в виде сочинения.
При определении числа экспериментальных образцов следует учитывать, насколько полно (в качественном и количественном отношении) представлены свободные образцы. Чем меньше удовлетворяют свободные образцы этому условию, тем больше должно быть представлено экспериментальных образцов, но в любом случае не менее чем на 25 – 30 листах.
Необходимо помнить, что первым важнейшим условием реализации возможностей судебно-автороведческого исследования – соответствующий (условно не менее 100 слов) объем текста исследуемого документа. Это особенно важно при проведении идентификационного исследования. Вопрос о достаточности текстового материала документа в каждом конкретном случае эксперт решает только в процессе исследования.
При назначении автороведческой экспертизы, кроме общепринятых положений, целесообразно указать следующие данные (если они известны следователю):
- о местности, откуда отправлен документ адресату и где он обнаружен, о предполагаемом времени его составления; в каких условиях он мог быть составлен (если условия необычные);
- о личности предполагаемого автора документа: пол; возраст; национальность; социальное положение; образование; профессия или род занятий (место работы, должность); родной язык; знание иных, кроме родного, языков; место жительства (настоящее и прошлое, если оно менялось); страдает ли психическими или иными тяжкими заболеваниями (какими именно, с какого времени), в том числе хроническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятельствам дела, создавался исследуемый документ; показания этого лица относительно факта создания (выполнения) им исследуемого документа (признание либо отрицание данного факта); показания свидетелей относительно данного факта;
- о личности адресата, степени знакомства предполагаемого автора с адресатом.
Примерный перечень вопросов:
При решении идентификационных задач эксперт отвечает на вопросы:
- Является ли определенное лицо автором конкретного текста?
- Является ли определенное лицо автором нескольких документов или какого-либо фрагмента текста документа?
К классификационным относятся задачи по установлению групповой принадлежности автора документа, выяснению особенностей его социально-биографического «портрета». При этом перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
- Является ли русский (украинский, белорусский и т.д.) язык родным для автора конкретного документа?
- Носителем какого наречия (говора) определенного языка является автор конкретного документа?
- Каков образовательный уровень автора текста конкретного документа?
- Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками делового (научного, публицистического) стиля письменной речи?
- Каков пол и возраст автора документа?
- Какова профессия или род занятий автора документа?
При решении диагностических задач, связанных с установлением собственно условий составления текста, эксперт отвечает, в частности, на следующие вопросы:
- Составлен ли текст конкретного документа с намеренным искажением письменной речи?
- Является ли автор и исполнитель рукописного текста одним и тем же лицом?
- В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время составления последнего: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (состояниях алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии)?
В отдельных случаях, когда требуется установить, например, факт психического заболевания автора во время составления текста документа, такие вопросы могут решаться в рамках комплексной экспертизы с участием специалистов в области судебной психиатрии и судебного автороведения.