Меню

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза решает задачи, связанные с установлением обстоятельств ДТП, его механизма; технического состояния транспортных средств, дороги, дорожных знаков и разметки, дорожной обстановки на месте аварии, дорожной ситуации непосредственно перед и в момент происшествия, фактических действий его участников.

Исходные данные, предоставляемые на экспертизу ДТП:

  • Фабула ДТП с описанием дорожно-транспортной ситуации:  дата, время суток, место ДТП; координаты относительно обочин и иных неподвижных объектов; освещение (искусственное, естественное); освещенность дороги (тротуаров, обочин, кюветов)
  • Тип, модель ТС, его техническое состояние до ДТП.
  • Размеры дороги и прилегающих ней элементов (обочин, oткocов, тротуаров).
  • Профиль дороги (горизонтальный, продольный, поперечный) в градусах (спуск, подъем) в направлении движения.
  • Разметка, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры.
  • Тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, брусчатка, булыжник, щебенка, гравий, песок, дерн, глина).
  • Состояние дороги (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка или подвергнутая другой обработке, гололедица). Равномерность или неравномерность поверхности дороги, координаты и границы таких изменений.
  • Поверхность дороги (наличие ям, выбоин, нарушений уровня, их размеры и координаты), а также дефекты и предметы, затрудняющие движение ТС (упавшие ветки, мусор, снег, песок, размеры и координаты).
  • Порядок движения на данном участке дороги (одностороннее, двухстороннее, круговое, количество полос, их ширина, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек).
  • Следы на дороге: характер, расположение их по ширине проезжей части, протяженность, а при наличии следов торможения — до каких колес (передних или задних) измерен след.
  • Скорость движения ТС, пешеходов (определяется следственным экспериментом).
  • Дальность видимости с места водителя (определяется следственным экспериментом).

Решаемые вопросы:

  • Исправны или неисправны узлы и детали данного ТС?
  • Могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возникновение ДТП, если да, то каким образом?
  • Когда возникла техническая неисправность узла: до ДТП, в момент ДТП, после ДТП? Если до ДТП, то имел ли водитель техническую возможность обнаружить ее, как она повлияла на уп­равляемость ТС? Какова техническая причина возникновения повреждений данного узла ТС? Если неисправность возникла в результате ДТП, то не находится ли она в причинно-следствен­ной связи с событием ДТП?
  • Какова была первоначальная маркировка на представленной дета­ли ТС? Изменена ли она, если да, то каким способом выполнена?
  • Где находилось место удара, столкновения ТС? Каковы траекто­рия и характер движения ТС и других причастных к ДТП объектов? Каков механизм данного ДТП? Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?
  • Если ТС скрылось с места ДТП, то ТС какой марки оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия? Какие индивидуаль­ные особенности ТС отражают оставленные им следы?
  • При проверке причастности данного ТС к ДТП: имеются ли на данном ТС следы, характерные для ДТП? Каков механизм образо­вания данных следов и какими объектами они могли быть остав­лены?
  • При наличии на кузове ТС огнестрельных повреждений: каким бы­ло взаимное расположение оружия и автомобиля?
  • Какими требованиями нормативных документов следовало руко­водствоваться водителю ТС в условиях, непосредственно предшествовавших ДТП?
  •  Каким было расположение людей в салоне ТС в момент ДТП (по следам крови в салоне, характеру телесных повреждений у лиц, нахо­дившихся в салоне, по повреждениям элементов обшивки потолка салона)?
  •  Какова последовательность получения телесных повреждений че­ловеком при наезде на него ТС или при его попытке выйти из движущегося ТС?
  •  Каким типом ТС могли быть причинены телесные повреждения, име­ющиеся на теле потерпевшего, какому механизму это могло соот­ветствовать?
  •  Какие процессы могут происходить при совершении водителем ТС определенных действий по управлению ТС в данных условиях?
  •  Какие причины могли привести к изменению траектории движения ТС в данных дорожных условиях?
  •  Когда был изготовлен, собран автомобиль, какому ремонту он подвергался, какие элементы кузова были при этом заменены или перекрашены?

Определение скорости ТС по следам торможения

  • Какова была скорость транспортного средства в конкретных дорожных условиях, судя по следу торможения?
  • Каков полный остановочный путь транспортного средства при известной скорости?
  • Какова была скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на определенной части тормозного следа, а весь тормозной след составляет известное число метров?
  • Чем определяется различная длина следа торможения от правых и левых колес транспортного средства?
  • Чем объясняется прерывистость в следах торможения транспортно­го средства либо искривление следов торможения?

Определение соответствия техническим данным

  • Соответствуют ли техническим расчетам показания свидетеля (потерпевшего, обвиняемого)?
  • Могут ли с технической точки зрения произойти события, кото­рые описаны в показаниях такого-то?
  • Определение механизма и причин ДТП
  • Какова техническая причина данного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, выезда на полосу встречного дви­жения, на обочину и т. д.)?
  • Каков механизм дорожно-транспортного происшествия?
  • По какой полосе двигалось транспортное средство перед столк­новением?
  • Каковы были дорожные условия и скорость движения транспортного средства в момент заноса? Послужили ли они причиной заноса?
  • Каковы величины тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданные промежутки времени и пространства?
  • За какой промежуток времени транспортное средство (пешеход) преодолело заданное расстояние?
  • Явились ли причиной опрокидывания транспортного средства до­рожные условия, если да, то какое влияние они оказали?
  • Повлияли ли на замедление при экстренном торможении дефек­ты покрытия проезжей части и явились ли они причиной до­рожно-транспортного происшествия?
  • Соответствовала ли скорость, выбранная водителем, условиям видимости и обзорности?
  •  Имеется ли причинная связь между действиями водителя и фактом опроки­дывания транспортного средства (столкновения, наезда и т. д.)?
  •  Каково было в различные моменты дорожно-транспортного проис­шествия взаимное расположение транспортных средств, транс­портного средства и пешехода?
  •  Каким было направление действия сил между конкретными транс­портными средствами в момент столкновения?

Восстановление обстоятельств ДТП

  • На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство, двигавшееся с известной скоростью, если пешеход преодолел определенное расстояние со скоростью 5—6 км/ч?
  • На каком расстоянии от места наезда водитель начал тормозить (если установлены место наезда, скорость движения транспорт­ного средства и время реакции водителя)?
  • Имел ли водитель возможность видеть пешехода, когда тот начал перебегать через проезжую часть дороги справа по ходу движе­ния, если видимость водителя была ограничена другими транс­портными средствами, двигавшимися впереди на расстоянии и пра­вее на расстоянии?
  • Сколько времени находилось транспортное средство в движении от момента принятия водителем мер к торможению до его полной остановки с учетом времени реакции водителя?
  • Сколько времени прошло с момента принятия водителем мер к остановке с учетом времени реакции водителя до наезда на пешехода, если наезд совершен на расстоянии от начала следа торможения, а след торможения равен…?
  • Когда водитель должен был начать торможение, чтобы избежать наезда?
  • Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд пу­тем своевременного торможения?

Определение соответствия действий водителя
техническим правилам безопасности движения

  • Как надлежало действовать водителю, чтобы предотвратить ДТП, с учетом технических требований правил дорожного движения?
  • Обоснованно ли с технической точки зрения действовал водитель при управлении ТС в обстановке, которая установлена расследованием?
  • В соответствии с какими техническими требованиями правил до­рожного движения должны были действовать участники движения в данных дорожных условиях?

Определение технических причин потери устойчивости

  • Возможно ли было опрокидывание ТС при движении по сухой проезжей части с данной скоростью?
  • Если да, то при какой скорости движения водитель мог избежать опрокидывания нагруженного (указывается род и масса груза) ТС при определенном радиусе поворота?
  • Явилось ли причиной заноса ТС превыше­ние скорости движения в данных дорожных условиях и при опре­деленном радиусе поворота?
  • Явилась ли причиной заноса разность давления в шинах, если на месте происшествия установлено, что давление в заднем пра­вом баллоне было ниже нормы?
  • Явилось ли причиной заноса резкое торможение?

Определение технического состояния ТС

  • Исправно ли данное ТС (механизм, узел, де­таль)? Если нет, то в чем заключается неисправность?
  • Исправна ли тормозная система (рулевое управление, шины авто­мобиля)?
  • Соответствует ли состояние тормозной системы (рулевого управ­ления, покрышек) автомобиля требованиям, предъявляемым к исп­равному ТС?
  • Когда возникла данная техническая неисправность (до ДТП, в момент ДТП или после него)?
  • Каково влияние данной технической неисправности на управляе­мость ТС?
  • Имеются ли у ТС какие-либо неисправности, которые могли вызвать занос или произвольное изменение нап­равления его движения?
  • Имелась ли у водителя возможность обнаружить неисправность данной детали путем наружного осмотра или при движении ТС?
  • Можно ли было обнаружить неисправность тормозов при торможе­нии ТС или только при разборке данного механизма?
  • По каким причинам и в какой последовательности возникла та или иная техническая неисправность ТС?
  •  Имеется ли причинная связь между установленной по делу техни­ческой неисправностью ТС и фактом наезда (столкновения, опрокидывания, заноса, выезда на полосу встречного движения)?
  •  Связан ли выезд ТС на полосу встречно­го движения с технической неисправностью ножного тормоза, не­равномерным давлением в шинах, износом их протекторов? Если да, то в чем выразилась эта связь?

Установление обстоятельств, способствовавших ДТП

  • Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием ТС (дорожной обстановки) перед ДТП, способствовали или могли спо­собствовать происшествию?
  • Мог ли водитель или механик при выпуске ТС из парка обнаружить при его внешнем осмотре неисправности тормозной системы?
  • Какие дополнительные меры безопасности следует предпринять для предупреждения ДТП на дан­ном перекрестке?