Меню

Экспертиза обстоятельств ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП проводится по поручению суда, а также по запросу юридических и частных лиц, и включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, параметров движения транспортного средства, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей предотвратить происшествие.

Экспертиза ДТП решает задачи:

— определение скорости движения транспортного средства;
— определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства;
— определение удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места дорожно-транспортного происшествия в заданные следствием моменты;
— установление технической возможности предотвращения ДТП торможением и объездом в заданные следствием моменты;
— определение взаимного расположения транспортных средств в различные моменты ДТП;
— определение времени преодоления транспортным средством конкретных участков пути;
— определение взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
— как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;
— какие именно действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они предусмотрены;
— установление технической возможности у водителя в момент, указанный следствием, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами ПДД, во избежания происшествия;
— установление технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным следствием, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
— определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия.

Материалы, предоставляемые на экспертизу:

  • Фабула ДТП с описанием дорожно-транспортной ситуации: дата, время суток, место ДТП; координаты относительно обочин и иных неподвижных объектов; освещение (искусственное, естественное); освещенность дороги (тротуаров, обочин, кюветов и т. д.).
  • Тип, модель ТС, его техническое состояние до ДТП.
  • Размеры дороги и прилегающих ней элементов (обочин, oткocов, тротуаров и т. д.).
  • Профиль дороги (горизонтальный, продольный, поперечный) в градусах (спуск, подъем) в направлении движения.
  • Разметка, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры и т. д.
  • Тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, брусчатка, булыжник, щебенка, гравий, песок, дерн, глина и т. п.).
  • Состояние дороги (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка или подвергнутая другой обработке, гололедица и т. д.). Равномерность или неравномерность поверхности дороги, координаты и границы таких изменений.
  • Поверхность дороги (наличие ям, выбоин, нарушений уровня, их размеры и координаты), а также дефекты и предметы, затрудняющие движение ТС (упавшие ветки, мусор, снег, песок и т. п., размеры и координаты).
  • Порядок движения на данном участке дороги (одностороннее, двухстороннее, круговое, количество полос, их ширина, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т. д.).
  • Следы на дороге: характер, расположение их по ширине проезжей части, протяженность, а при наличии следов торможения — до каких колес (передних или задних) измерен след.
  • Скорость движения ТС, пешеходов (определяется следственным экспериментом).
  • Дальность видимости с места водителя (определяется следственным экспериментом).
  • Характер торможения: а) если ТС при торможении (либо накате) преодолело участки с различным типом покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т. д.), следует указать протяженность каждого из них, а при пересечении под углом — указать угол пересечения в градусах либо относительных величинах (возможно при съезде ТС с дороги на обочину); б) если ТС при торможении (либо накате) переехало бордюр, выбоину и иное препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части, то нужно указать высоту (глубину) этого препятствия; в) если тормозились колеса только одной оси (стороны) либо одно колесо, то указать, какое и причину этого.
  • Если ТС разворачивалось при ДТП, указать, на какой угол, а также протяженность участка разворота.
  • Предупредительные знаки на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т. д.).
  • Загруженность ТС (вес груза, его габариты, закрепление на ТС, число пассажиров).
  • Имело ли место вмешательство пассажира в управление ТС (или иные причины, которые способствовали ДТП).