Меню

Идентификация письменной речи

Пись­мен­но-дви­га­тель­ный на­вык че­ло­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся на дли­тель­ном про­ме­жут­ке вре­ме­ни. Па­рал­лель­но с ним вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на­вы­ки грам­ма­ти­че­ски пра­виль­но, ло­ги­че­ски по­сле­до­ва­тель­но и со­дер­жа­тель­но из­ла­гать свои мыс­ли. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ные при­зна­ки пись­мен­ной ре­чи от­ра­жа­ют куль­ту­ру че­ло­ве­ка и вы­ра­жа­ют смы­сло­вую сто­ро­ну пись­ма.

При­зна­ки пись­мен­ной ре­чи де­лят­ся на об­щие и ча­ст­ные и изу­ча­ют­ся на боль­шом по объ­е­му тек­сте.

Об­щие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют пись­мен­ную речь в це­лом и по­зво­ля­ют диф­фе­рен­ци­ро­вать ав­то­ров ру­ко­пи­сей по сте­пе­ни вла­де­ния ею. Ав­то­рство по об­щим при­зна­кам мож­но ус­та­но­вить толь­ко в пред­по­ло­жи­тель­ной фор­ме.

Ча­ст­ные при­зна­ки пись­мен­ной ре­чи ха­рак­те­ри­зу­ют оп­ре­де­лен­ные сто­ро­ны на­вы­ка вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью кон­крет­но­го че­ло­ве­ка.

При­зна­ки пись­мен­ной ре­чи в боль­шей ме­ре ха­рак­те­ри­зу­ют ав­то­ра ру­ко­пи­си, а не ис­пол­ни­те­ля.

Об­щие при­зна­ки пись­мен­ной ре­чи

Наи­бо­лее об­щим при­зна­ком яв­ля­ет­ся уро­вень вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью. В за­ви­си­мо­сти от по­сле­до­ва­тель­но­сти из­ло­же­ния мыс­лей, их ло­гич­но­сти, гра­мот­но­сти, сти­ля мож­но вы­де­лить три уров­ня вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью: вы­со­кий, сред­ний и низ­кий.

Вы­со­ко­му уров­ню свой­ст­вен­ны ло­ги­че­ская по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния и глу­би­на мыс­лей, эру­ди­ция, об­шир­ный сло­вар­ный за­пас и вы­со­кий уро­вень гра­мот­но­сти.

Сред­ний уро­вень вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­дос­та­точ­ной сте­пе­нью раз­ви­тия сти­ли­сти­че­ско­го, лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ского на­вы­ков, от­сут­ст­ви­ем стро­гой по­сле­до­ва­тель­но­сти и строй­нос­ти из­ло­же­ния ос­нов­ной мыс­ли, пре­об­ла­да­ни­ем раз­го­вор­но-бы­то­во­го сти­ля.

Низ­кий уро­вень вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­ст­ви­ем ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти, не­пол­но­той рас­кры­тия мыс­ли, бед­ным сло­вар­ным за­па­сом, низ­ким уров­нем гра­мот­но­сти.

По­ка­за­те­лем уров­ня вла­де­ния пись­мен­ной ре­чью яв­ля­ет­ся сте­пень раз­ви­тия трех на­вы­ков: грам­ма­ти­че­ско­го, лек­си­че­ско­го и сти­ли­сти­че­ско­го.

1. Сте­пень раз­ви­тия грам­ма­ти­че­ско­го на­вы­ка пись­ма за­ви­сит от сте­пе­ни ов­ла­де­ния пра­ви­ла­ми пись­ма на оп­ре­де­лен­ном язы­ке. На раз­ви­тие об­ще­го уров­ня гра­мот­но­сти влия­ют спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, ме­то­ди­ка обу­че­ния в шко­ле, уро­вень об­ра­зо­ва­ния, об­щая куль­ту­ра.

Сте­пень раз­ви­тия грам­ма­ти­че­ско­го на­вы­ка оп­ре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вом ор­фо­гра­фи­че­ских, пунк­ту­ационных и син­так­си­че­ских оши­бок и бы­ва­ет вы­со­кой, сред­ней, низ­кой.

Вы­со­кая сте­пень в большой по объему рукописи ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

  • отсутствием ошибок;
  • од­ной-двумя не­гру­быми ор­фо­гра­фи­че­скими или пунк­туа­ци­он­ными ошиб­ками;
  • од­ной-двумя син­так­си­че­скими ошибками.

Сред­няя сте­пень раз­ви­тия грам­ма­ти­че­ско­го на­вы­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем в ру­ко­пи­си:

  • не бо­лее че­ты­рех гру­бых ор­фо­гра­фи­че­ских или пунк­ту­ационных оши­бок либо трех-пя­ти ор­фо­гра­фи­че­ских или пунк­туа­ци­он­ных оши­бок;
  • трех-пя­ти син­так­си­че­ских ошибок.

Низ­кий уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем в ру­ко­пи­си шес­ти и бо­лее ор­фо­гра­фи­че­ских или пунк­ту­ационных и шес­ти и бо­лее син­так­си­че­ских оши­бок.

Виды ошибок в рукописях:

  • ор­фо­гра­фи­че­ские — на­ру­ше­ние пра­вил на­пи­са­ния букв в сло­вах и про­пис­ных букв;
  • пунк­туа­ци­он­ные — на­ру­ше­ние пра­вил упот­реб­ле­ния зна­ков пре­пи­на­ния;
  • син­так­си­че­ские — на­ру­ше­ние пра­вил по­строе­ния пред­ло­же­ний.

Сте­пень раз­ви­тия грамматического на­вы­ка ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся для ус­та­нов­ле­ния не ав­то­ра, а ис­пол­ни­те­ля ру­ко­пи­си.

2. Сте­пень раз­ви­тия лек­си­че­ско­го на­вы­ка пись­ма, т. е. сло­вар­ный за­пас че­ло­ве­ка.

Ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет оп­ре­де­лен­ным за­па­сом слов, ко­то­рый фор­ми­ру­ет­ся на про­тя­же­нии всей жиз­ни и за­ви­сит от со­ци­аль­ной сре­ды, в ко­то­рой вра­ща­ет­ся че­ло­век, его куль­тур­но­го и про­фес­сио­наль­но­го уров­ня, спе­ци­аль­но­сти, ме­ст­но­сти про­жи­ва­ния и т. д.

Лек­си­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка по сфе­рам упот­реб­ле­ния де­лит­ся на две груп­пы: об­щеупотребительные сло­ва и сло­ва ог­ра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния, т. е. сло­ва, упот­реб­ляе­мые ка­кой-то груп­пой лю­дей.

Сло­вар­ный за­пас мо­жет быть об­шир­ным (бо­га­тая лек­си­ка) и ог­ра­ни­чен­ным (бед­ная лек­си­ка).

Спе­ци­фи­ка лек­си­ки че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся в сло­вах ог­ра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния:

  • диа­лек­тиз­мы — сло­ва, за­им­ст­во­ван­ные из ме­ст­но­го диа­лек­та или го­во­ра;
  • про­фес­сио­на­лиз­мы — сло­ва, упот­реб­ляе­мые кол­лек­ти­вом, объ­е­ди­нен­ным про­фес­си­ей, спе­ци­аль­но­стью;
  • ар­го­тиз­мы — жар­гон­ные сло­ва, вы­ра­же­ния, речь оп­ре­де­лен­ной со­ци­аль­ной груп­пы лю­дей, от­ли­чаю­щей­ся на­ли­чи­ем слов и вы­ра­же­ний с осо­бым зна­че­ни­ем;
  • вуль­га­риз­мы — сло­ва, не свой­ст­вен­ные ли­те­ра­тур­ной ре­чи;
  • ар­ха­из­мы — сло­ва, вы­шед­шие из ак­тив­но­го упот­реб­ле­ния, ус­та­рев­шие;
  • не­оло­гиз­мы — сло­ва, ко­то­рые не­дав­но поя­ви­лись в язы­ке и еще не во­шли в ак­тив­ный за­пас. Со вре­ме­нем не­оло­гиз­мы обыч­но ста­но­вят­ся об­ще­упот­реб­ляе­мы­ми сло­ва­ми;
  • эк­зо­тиз­мы — сло­ва ино­языч­но­го про­ис­хо­ж­де­ния;
  • вар­ва­риз­мы — ино­языч­ные сло­ва; от­ли­ча­ют­ся от эк­зо­тиз­мов тем, что мо­гут вы­ра­жать по­ня­тия, для ко­то­рых в рус­ском язы­ке име­ют­ся свои ис­кон­но рус­ские сло­ва. В ру­ко­пи­сях вар­ва­риз­мы обыч­но вос­про­из­во­дят­ся бу­к­ва­ми то­го язы­ка, ко­то­ро­му они при­над­ле­жат;
  • фра­зео­ло­гиз­мы — ус­той­чи­вые сло­во­со­че­та­ния;
  • сло­ва-па­ра­зи­ты — сло­ва, не не­су­щие смы­сло­вой на­груз­ки; не­оп­рав­дан­но час­то по­вто­ряю­щие­ся од­но или не­сколь­ко слов.

 3. Сте­пень раз­ви­тия сти­ли­сти­че­ско­го на­вы­ка пись­ма.

Данный при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет­ся язы­ком из­ло­же­ния мыс­лей и об­щим по­строе­ни­ем пись­мен­ной ре­чи.

Язык ка­ж­дой на­цио­наль­но­сти под­раз­де­ля­ет­ся на функ­цио­наль­ны­е сти­ли. Вы­де­ля­ют­ся: раз­го­вор­но-бы­то­вой, офи­ци­аль­но-де­ло­вой, на­уч­ный, про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ский, пуб­ли­ци­сти­че­ский сти­ли.

Че­ло­век бе­рет на воо­ру­же­ние толь­ко ту часть и раз­но­вид­ность сти­ля на­цио­наль­но­го язы­ка, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ет его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям, об­ще­ст­вен­ной, тру­до­вой и лич­ной жиз­ни.

Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль — это при­су­щая ка­ж­до­му че­ло­ве­ку со­во­куп­ность при­зна­ков пись­мен­ной ре­чи, от­ра­жаю­щая на­вы­ки ис­поль­зо­ва­ния оп­ре­де­лен­ных язы­ко­вых средств.

Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль ка­ж­до­го че­ло­ве­ка ха­рак­те­ри­зу­ют кон­крет­ные при­зна­ки:

1. Ар­хи­тек­то­ни­ка — об­щее по­строе­ние пись­мен­ной ре­чи в ру­ко­пи­си, т. е. ло­ги­че­ская по­сле­до­ва­тель­ность, связь и взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду все­ми час­тя­ми ру­ко­пи­си (ввод­ная часть, ос­нов­ная часть и вы­во­ды). На­вы­ки ар­хи­тек­то­ни­ки про­яв­ля­ют­ся в уме­нии пра­виль­но, по­сле­до­ва­тель­но и взаи­мо­свя­за­нно из­ла­гать свои мыс­ли. В за­клю­че­нии экс­пер­та ха­рак­те­ри­сти­ка ар­хи­тек­то­ни­ки обыч­но опи­сы­ва­ет­ся та­ким об­ра­зом: «мыс­ли из­ло­же­ны пра­виль­но, ло­гич­но и по­сле­до­ва­тель­но» или наобо­рот.

2. На­ли­чие или от­сут­ст­вие аб­за­цев ха­рак­те­ри­зу­ет смы­сло­вую сто­ро­ну пись­ма. Оп­ре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­во абзацев в ру­ко­пи­си, ко­ли­че­ст­во пред­ло­же­ний в аб­за­це (раз­мер аб­за­цев), спо­соб вы­де­ле­ния аб­за­цев.

3. Дли­на пред­ло­же­ний. Пред­ло­же­ния по дли­не оп­ре­де­ля­ют­ся ко­ли­че­ст­вом слов: ма­лые — до шес­ти, сред­ние — от шес­ти до три­дца­ти, боль­шие — свы­ше три­дца­ти слов.

4. Пре­об­ла­даю­щий тип пред­ло­же­ний. Пред­ло­же­ния по ти­пу бы­ва­ют: с уп­ро­щен­ной кон­ст­рук­ци­ей, с про­стой кон­ст­рук­ци­ей (про­стые по­ве­ст­во­ва­тель­ные), со слож­ной кон­ст­рук­ци­ей (слож­нопод­чи­нен­ные, слож­носо­чи­нен­ные), с ус­лож­нен­ной кон­ст­рук­ци­ей (слож­ные с ввод­ны­ми сло­ва­ми, при­ча­ст­ны­ми и дее­при­ча­ст­ны­ми обо­ро­та­ми).

5. На­ли­чие сим­во­лов, спо­со­бы со­кра­ще­ний, ис­прав­ле­ний.

6. Спо­со­бы ак­цен­ти­ро­ва­ния, т. е. спо­со­бы вы­де­ле­ния ос­нов­ной, по мне­нию ав­то­ра, мыс­ли или сло­ва в ру­ко­пи­си:

  • под­чер­ки­ва­ние (од­ной, дву­мя чер­та­ми, дру­ги­ми кра­си­те­ля­ми);
  • вы­де­ле­ние спе­ци­аль­ным шриф­том, раз­ряд­кой букв
  • из­ме­не­ние на­кло­на, раз­ме­ра букв в от­дель­ном сло­ве, фра­зе.

Частные признаки письменной речи

Для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка эти при­зна­ки ка­че­ст­вен­но раз­лич­ны:

  1. Ус­той­чи­во по­вто­ряю­щие­ся (два и бо­лее раз) оши­бки: грам­ма­ти­че­ские (ор­фо­гра­фи­че­ские, пунк­туа­ци­он­ные, син­так­си­че­ские) и лек­си­че­ские.
  2. Ав­тор­ская лек­си­ка — упот­реб­ле­ние в ру­ко­пи­си оп­ре­де­лен­ных спе­ци­фи­че­ских слов: диа­лек­тиз­мов, про­фес­сио­на­лиз­мов, ар­го­тиз­мов  и т. д.
  3. На­вы­ки ак­цен­ти­ро­ва­ния — ус­той­чи­во по­вто­ряю­щие­ся (два и бо­лее раз) спо­со­бы ак­цен­ти­ро­ва­ния в ру­ко­пи­си.
  4. На­вы­ки  в ис­поль­зо­ва­нии сим­во­лов, со­кра­ще­ний, ис­прав­ле­ний — ус­той­чи­во по­вто­ряю­щие­ся (два и бо­лее раз) спо­со­бы со­кра­ще­ний, ис­прав­ле­ний, ис­поль­зо­ва­ния сим­во­лов.

При на­ли­чии боль­шо­го по объ­е­му по­чер­ко­во­го ма­те­риа­ла ис­сле­до­ва­ние не­об­хо­ди­мо на­чи­нать с изу­че­ния при­зна­ков пись­мен­ной ре­чи. Они обыч­но ис­поль­зу­ют­ся в со­во­куп­но­сти с при­зна­ка­ми по­чер­ка, но и по при­зна­кам пись­мен­ной ре­чи мож­но ре­шить иден­ти­фи­ка­ци­он­ные во­про­сы, осо­бен­но ди­аг­но­сти­че­ские — фи­зи­че­ское, пси­хи­че­ское со­стоя­ние пи­сав­ше­го, оп­ре­де­ле­ние его воз­рас­та, по­ла и т. д., а ино­гда и си­туа­ци­он­ные — ха­рак­те­ри­зую­щие ус­ло­вия, об­ста­нов­ка, об­стоя­тель­ст­ва, в ко­то­рых ис­пол­ня­лась ис­сле­дуе­мая ру­ко­пись.